Инновационные технологии
по получению сверхурожая
и прибыли при возделывании
сои, люпина, гороха, нута
и др. культур:












 

Перспективы социально-экономического развития Дальнего Востока

Николай Михайлович Харитонов
Осознавая высокую историческую значимость развития Дальнего Востока для России, Президент В.В.Путин проводит в этом направлении взвешенную, аккуратную внешнюю политику. Одновременно во внутренней политике он дал стране и нам чёткий и ясный сигнал: «Развитие Дальнего Востока - это национальный приоритет на весь 21 век».
 
На сегодняшний день Дальневосточный Федеральный Округ является лидером по производству сои в РФ: в 2017 году намолочено 1866 тыс. тонн.
 
Дальний Восток особый регион, но, к сожалению, продолжается отток населения оттуда. Причины, почему люди уезжают, понятны: высоких заработков нет, качество жизни дальневосточников по многим показателям ниже среднероссийских. Основные проблемы: неудовлетворительное качество услуг образования и здравоохранения, низкий уровень доходов населения.
 
Для исправления сложившейся ситуации Правительство РФ должно осознать очевидную истину: не может быть опережающего развития Дальнего Востока без опережающего финансирования! В течение прошлого созыва наш комитет совместно с министерством добивались выделения в составе государственных программ и ФЦП отдельных разделов по Дальнему Востоку. Но на сегодняшний день анализ показывает существенное снижение объемов межбюджетных трансфертов на Дальний Восток. После объявления Дальнего Востока национальным приоритетом суммарный объем субсидий по округу за 2 года сократился на 39 млрд. рублей. А это и есть, по сути, государственные инвестиции.
 
Как ни крути, главным гарантом инвестиций на Дальнем Востоке должно выступать государство и государственные институты, а также внятная долгосрочная финансово-кредитная политика и щадящая налоговая политика.
 
Что касается частных инвестиций (согласно информации министерства - порядка 1,2 трлн. рублей), то мы ждём от них реального социально-экономического эффекта. Пока же мы констатируем снижение инвестиций в основной капитал по большинству дальневосточных субъектов.
 
Далее я хочу остановиться на отдельных приоритетах и проблемах, связанных с развитием Дальнего Востока.
 
Четыре года назад Президент России Владимир Путин не случайно в своем обращении к Федеральному собранию обозначил XXI век веком развития Дальнего Востока. За этим стоит понимание Дальнего Востока как территории, представляющей собой не иначе как российскую кладовую — кладовую, из которой обеспечивается жизнь страны. Кроме того, Дальний Восток — это еще и большой транзитный потенциал. При всем при этом на нем возможно развитие не просто перерабатывающей промышленности, а экологически чистого производства — речь о продукции свиноводческого комплекса и птицефабрик. Конечно, речь о работе данного производства в первую очередь для местного обеспечения, но и про колоссальный спрос со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где сосредоточена значительная часть голодающих всего мира, нельзя забывать. И пусть это несколько из области мечтаний, но в будущем вместе с таким производством на Дальнем Востоке возможно появление скоростной железнодорожной магистрали.
 
Развитие Российского Дальнего Востока возможно при сильном экономическом центре и сильной армии. Это логично — Дальнему Востоку нужно соответствующее финансовое обеспечение и защита.
 
Сегодня Правительство и Минвостокразвития РФ реализуют механизм территорий опережающего развития (ТОР), который, несмотря на свою правильность, имеет некоторые слабые места. Во-первых, он недостаточно детально прописан. Во-вторых, присутствует не совсем верное его позиционирование.
 
ТОР в наиболее правильной интерпретации — территория, которая предусматривает доступ к налоговым льготам, соответствующей финансово-кредитной политике и другим привилегиям. Это своего рода возможность смягченного варианта ведения бизнеса, причем практически для любого: для того, кому нужен кредит, для того, кто заинтересован в развитии дела, и для того даже, кто только собирается открыть тот или иной бизнес. Но без соответствующего финансирования — опережающего — никакие программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона осуществить не удастся. Речь о том, что и финансирование, и кадровое обеспечение должны быть опережающими. Можно сказать и так: опережающими во всех смыслах этого слова должны стать как таковые Дальний Восток и Байкальский регион. Стать больше и лучше, чем европейская часть России, чтобы местные жители воочию видели происходящие конкретные изменения условий жизни.
 
Для Дальнего Востока сегодня создано Агентство по развитию человеческого капитала, разработана соответствующая концепция  демографического развития, реализуется проект "дальневосточного гектара". И даже как будто имеют место опережающие темпы рождаемости. Но малочисленные южные регионы Дальнего Востока сегодня граничат с Китаем — страной, в одной только северной части которой живет 150 миллионов человек, а в 2016-м рождено 17 миллионов детей. И это только начало последствий снятия ограничения рождаемости в Китае.  При этом, судя по картине, которую отражают некоторые СМИ, есть основания для сомнений в том, кому на самом деле сегодня лучше жить на Дальнем Востоке — гражданину России или Китая.
 
И хотя на настоящий момент я не могу сказать, что для Дальнего Востока есть угроза со стороны граждан Китая, но потенциал для такой угрозы остается: переизбыточное население Китая всегда будет искать себе выход. И есть даже некоторые основания полагать, что оно в своем поиске остановилось как раз на Дальнем Востоке. Граждане Китая под разными предлогами потихоньку заходят на территорию той же самой Еврейской автономной области и в другие субъекты ДФО. В Китае есть целые негласные программы, в том числе стимулирующие его граждан под любым предлогом закрепляться, обеспечивать себе жизнь здесь на долгие годы вперед, в частности, благодаря бракам с гражданами России. Всем известен интерес китайского бизнеса к плодородной земле, экологически чистой продукции, поневоле означающий, что он уже рисует определенное "свое" будущее для Дальнего Востока. Насколько воспрепятствуют ему новые протекционистские меры, которые предпринимаются — покажет время.
 
Нужно отдавать себе отчет в том, что создание условий для прихода инвесторов из Азии может привести к тому, что Россия впоследствии окажется в гостях на своей же территории — в сильной зависимости от этих самих инвесторов.
 
Что касается перспективы переселения россиян на Дальний Восток. Вряд ли люди возьмут и мгновенно поедут в этот регион. Хотя, конечно, не столько на остановку оттока населения должны работать инициируемые демографические меры, сколько на привлечение людей — отток должен останавливаться практически автоматически. Одних только контрактников с Севера, в частности дальневосточного, сегодня насчитывается 214 тысяч человек, среди которых немало людей, быстро покидающих Север — предоставить им всем жилье государство не в состоянии и при нынешних темпах финансирования этой статьи очередь до тех, кто не может получить жилищный сертификат сейчас, дойдет только через 100 лет. Другой, не менее яркий пример оттока населения — большее количество выпускников дальневосточных университетов уезжает в европейскую часть страны. Таким образом, как для остановки оттока, так и для притока жителей необходима соответствующая финансово-кредитная политика. Нет, понятное дело, что не только она: решать нужно и проблемы трудоустройства, и благоустройства населения.
 
По вопросу «Дальневосточного гектара». Предложения для людей действительно интересны. Осталось всего-то ничего — найти достаточное количество комсомольцев-добровольцев осваивать эти земельные участки на Дальнем Востоке. Достаточное — точно не найти, сразу скажу. Получится только немногое, и тоже из-за слабости механизма. Главная из них — недостаточность площади гектара для ведения мало-мальски серьезной деятельности. Другое слабое место "дальневосточного» гектара" — в зону возможной выдачи попадает большое количество запущенных или вообще не тронутых за все время своего существования территорий.
 
Хочу отметить, что для социально-экономического развития Дальнего Востока необходим целый комплекс мер – все, что мы изложили в разработанном комитетом постановлении. Оно предусматривает послабления в отношении призыва на военную службу на Дальнем Востоке, создание рабочих мест на нем специально под абитуриентов. И, конечно, принятие самостоятельного закона о развитии Дальнего Востока. Он, безусловно, необходим — без него все программы по развитию  не более, чем пожелания, которые можно и не полностью выполнить, и изменить. Только документ, имеющий законодательную силу, обязывает к строгому исполнению тех или иных инициатив. К сожалению, будущее закона о развитии Дальнего Востока пока непонятно. Причина проста: бюджетных средств на выполнение всех его мер нет, и остается лишь надеяться на инвестора. А к последнему, как я уже упоминал, однозначно относиться нельзя. В любом случае, в настоящее время нет какого-то одного решения, благодаря которому мгновенно бы произошло развитие Дальнего Востока. Речь о длительной работе. По моим оценкам  Дальний Восток изменится в лучшую сторону — уже в ближайшие 10-15 лет.
 
 
Председатель комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока,
кандидат экономических наук
Николай Михайлович Харитонов