Для того, чтобы задавать
вопросы докладчикам,
изучать ответы на вопросы,
получать информационные рассылки
Российского Соевого Союза
необходимо зарегистрироваться
на Интернет-конференции









 

Санкции «на здоровье». Соя в питании россиян

В настоящее время после введения ответных российских санкций – продовольственного эмбарго на ряд западных продуктов питания – россияне стали пересматривать свои потребительские предпочтения. Чтобы сохранить семейный бюджет, многим приходится искать недорогие альтернативы животному белку мяса, птицы, рыбы и молочной продукции. В этом вопросе особенно актуально сегодня напомнить о пользе растительных белковых продуктов.
 
Преобладание животных белков в рационе чревато отдаленными негативными последствиями для здоровья, поскольку вместе с животным белком человек потребляет и животные жиры. В таких продуктах питания, как свинина, баранина, сливочное масло и жирные молочные продукты имеется высокий процент насыщенного жира и холестерина – причины сердечно-сосудистых заболеваний (инфарктов и инсультов прежде всего), которые в России составляют 70% смертей. Поэтому хотя бы частичная замена в рационе животного белка на растительный может спасти не только кошелек, но и сердце. Так что можно сказать, что санкции в определенной степени побуждают россиян по-новому взглянуть на свой рацион и отдать предпочтение растительным белковым продуктам.
 
Из всех растительных белков, источником которых являются все бобовые и злаковые культуры, орехи, грибы и даже водоросли, самым близким по составу и полноценности к животным белкам является белок сои. Из соевых бобов и продуктов на их основе в кухне различных стран мира изготавливают тысячи блюд, а в восточных странах соя является одним из основных продуктов питания уже не одну тысячу лет. Западное сообщество с опозданием в не одну сотню лет и только после многочисленных и многолетних научных исследований, в конце ХХ века признало ключевую роль сои в улучшении качества и продолжительности жизни и присвоило соевым продуктам особый статус – т.н. «пункт здоровья». По рекомендации FDA от 1999г., суть этого статуса в том, что «25 грамм соевого белка в день как часть диеты с низким содержанием жира и холестерина, понижает риск сердечно-сосудистых заболеваний». То есть у каждого человека есть возможность защитить себя от инфаркта и инсульта таким простым способом – введя в свой рацион соевые продукты в определенном количестве (заменив около трети потребляемого белка на соевый).
 
И результат таких рекомендаций не заставил себя долго ждать – за прошедшие с тех пор 15 лет популярность сои и продуктов на ее основе в США, Канаде и странах Западной Европы выросла принципиально, как и урожай соевых бобов (в США, например, урожай сои с 2000г. по 2014г. вырос в 3 раза!).Современное западное сообщество убеждено на 80% в том, что соевые продукты – основа здорового питания, и СМИ соревнуются в способах популяризации сои, проводя конкурсы, интер-активные игры, кулинарные шоу; научное сообщество проводит международные конференции, посвященные медицинским, технологическим, аграрным, маркетинговым вопросам использования сои и продвижения на рынок продуктов питания этой природной аптеки. Правительство США, кроме поддержки фермеров, выращивающих сою, в 2010г. ввело в программу школьного обучения курс о пользе сои с целью формирования у детей уважения к этой культуре, которая, по прогнозам аналитиков, будет кормить мир к 2020году.
 
Однако в нашей стране, к сожалению, за те же самые 15 лет создан тревожно негативный образ сои, которую сделали «стрелочником» в чрезвычайно рейтинговой теме ГМО. И в результате «за деревьями не увидели леса» – соя стала буквально изгоем, «виновницей» всех бед и болезней. При этом «экспертами» выступают кто угодно, вплоть до артистов группы «Нана» – все, кроме настоящих специалистов и ученых, которые вместо представления «жареных» фактов считают, что научных оснований для «воя» нет, а есть другие– коммерческие, экономические и возможно политические. Но их мнение, увы, нигде не звучит.
 
К сожалению, в России не сформировано массовое понимание того, что необходимо научиться употреблять сою ежедневно и непосредственно, а не в составе фаршевых мясных или кондитерских изделий, с которыми невозможно получить те самые нужные 25 грамм соевого белка в день для сохранения здоровья. Слишком длинная трофическая цепь (первоначальное скармливание сои животным, и только затем употребление животного белка в пищу) приводит к потере 90% полноценного соевого белка, непосредственное использование которого в питании несомненно приведет к массовому оздоровлению россиян. И те передачи, которые создают из сои образ вездесущего «врага», проникающего в каждый российский продукт (на Первом Канале 31 августа 2014 года был показан фильм «Ни рыба ни мясо» (длительность 46 минут, повтор от 26 мая 2013), на ТВЦ 2 сентября 2013 года демонстрировался фильм «Наглая соя» (длительность 38 минут)), наносят чрезвычайный вред российскому обществу. Мало того, что такая информация – просто ложь, поскольку среднее потребление соевого белка в России – всего 1г/день на человека, и это с учетом всех колбас, кондитерских и др. изделий, в которые соевый белок в той или иной форме добавляется для улучшения физико-химических свойств, а часто просто для снижения себестоимости (для сравнения – в странах Юго-Восточной Азии эта цифра составляет 65г/день). Хуже всего то, что такие телепередачи призывают россиян бояться соевых продуктов, избегать их как «вредных» для здоровья.
 
Между тем, отказываясь от употребления сои, человек делает выбор в сторону болезней и старости, а не здоровья и сохранения молодости. Любой этнический кореец, китаец или вьетнамец, проживающий на территории России, с молоком матери впитал уважение к сое и потребляет ее, разыскивая на рынках, в ресторанах, у домашних производителей. На полках же обычных магазинов представлен лишь ограниченный ассортимент соевых соусов, соевого мяса, иногда майонез и сырные продукты, а вот соевое молоко и тофу практически не найти.
 
И все же на фоне такого негативного отношения к сое в российском обществе следует отметить положительную тенденцию последних нескольких лет. Она заключается в том, что среди россиян, особенно среди молодежи, растет осознание того, что преобладание растительной пищи – это общемировой тренд, помогающий в профилактике основных заболеваний человечества. Растет понимание того, что животные жиры полезно заменить на ненасыщенные растительные, содержащие важнейшие омега-3 жиры, а растительные белки комплементарны животным. И именно у молодежи растет интерес к соевым продуктам как к основному источнику растительного белка. Немалую роль в возобновлении интереса к сое сыграли отдельные грамотные телепередачи и конечно же, интернет – именно поэтому молодежь, а не старшее поколение «раскапывает» нужную правильную информацию о сое и не принимает во внимание одиозные безграмотные «телестрашилки» о якобы «чуме» нашего века.
 
В качестве обнадеживающего примера можно привести опыт современных российских интернет-магазинов вегетарианского питания с очень широким ассортиментом соевых продуктов, оборот которых за 2014 год вырос на 100%, а 80% клиентов составляет молодежь в возрасте от 21 года до 35 лет (несколько лет назад основу клиентской базы составляли люди более старшего возраста). При этом очень большую роль играет наличие современного высокого уровня обслуживания – от качественного дизайна сайтов со всем перечнем современных «завлекающих» акций, бонусов, скидок, статей, рецептов и т.д. до качественных листовок и грамотных консультаций по телефону и электронной почте.
 
Тофу и другие соевые продукты через интернет-магазины заказывают потребители не только из многих городов России, включая Вологду, Тверь, Курск, Орел, Брянск, Нижний Новгород, Липецк, Тамбов, но даже из тех южных регионов, в которых сою давно выращивают – Ростов-на-Дону, Астрахань, Пятигорск и др. Приходят заказы на тофу из Уфы и Екатеринбурга, и даже из Калининграда. Такая обширная география говорит не только о растущем интересе россиян к соевым продуктам, но и о том, что во всех этих городах нет местных производителей тофу, и его негде купить.
 
Здесь уместно выразить огромное сожаление по поводу чрезвычайно ограниченного ассортимента соевых продуктов отечественного производства (прежде всего молочных), которые сегодня доступны российскому потребителю. Интерес к соевым молочным продуктам растет, и не только во время православных постов, а вот предложить-то практически нечего – нет совсем российского стерилизованного соевого молока (а в условиях санкций постепенно исчезнет дорогое по 200-300руб за 1литр бельгийское и немецкое соевое молоко), мало качественного, хорошо и красочно упакованного тофу, ограничен ассортимент соевых йогуртов и десертов.
 
На российском рынке отсутствуют крупные производители как сухого, так и жидкого соевого молока, очень мало производителей тофу, ограничен ассортимент отечественных соевых текстурированных продуктов, практически отсутствует соевая кулинария. И это неудивительно, поскольку многолетняя антиреклама сои в СМИ подкосила возродившуюся в начале ХХI века отечественную отрасль пищевой промышленности, производившую эти продукты. Тысячи малых предприятий вынуждены были закрыться, многие переориентировались на производство кормов из сои. И хотя выращивание сои в нашей стране растет бурными темпами, и у нас есть несколько заводов по глубокой переработке сои на кормовой шрот и масло, пищевая отрасль стоит на месте. В лучшем случае производители текстуратов и сухих белковых смесей из сои расширяют производство пищевых ингредиентов для мясной и кондитерской промышленности, при этом слово «соя» стыдливо избегается в любых документах, а производители колбас еще и пишут на своей продукции гордое «Без сои». Уже давно остановил работу завод по производству соевого молока в Комсомольске-на-Амуре, перестали производить тофу несколько молочных заводов в Татарстане. Крупных пищевых соевых молочных предприятий сегодня нет совсем, а мелких тоже немного.
 
Поэтому чрезвычайно важно в настоящее время поддержать тех производителей, которые рискнут в современных условиях взяться за организацию производства прежде всего соевых молочных продуктов как самых полезных и востребованных. Безусловно, им необходима помощь государства (инвестиции или хотя бы кредиты по минимальной ставке, налоговые послабления и др.), а также безусловно – обновленная работа СМИ по реабилитации сои. Общество должно осознать уникальную пользу соевых продуктов для улучшения качества и продолжительности жизни, а также для экономии семейного бюджета.
 
И сегодня в условиях санкций, которые вводятся для подавления нашей экономики, нет лучшего, на мой взгляд, способа обеспечить продовольственную безопасность России, чем наладить собственное производство продуктов питания из сои – ведь для этого нужны только соевые бобы, электричество и вода – все это у нас есть, и никакие санкции нам в таком деле не помеха. Если мы сегодня возьмемся наконец-то за создание серьезной пищевой отечественной соевой промышленности и введем в рацион россиян соевые продукты, то можно будет абсолютно обоснованно сказать, что санкции пошли России «на здоровье».
 
 
Научный консультант,
Лауреат Российского Соевого Союза,
к.х.н.
Ирина Михайловна Попова