на главнуюЧасто задаваемые вопросы по акциио компаниинаши услугиконтакты

НАШИ ПАРТНЕРЫ: ГОССТРУКТУРЫ, ВУЗЫ, НИИ
КурсыПредложение институтам повышения квалификацииКак пройти обучение дистанционноОбразовательное учреждениеДемо-версияВнедрение системы дистанционного обученияИнструкции для кандидатов


История дистанционного образования


Если максимально широко трактовать понятие дистанционного обучения, то можно считать, что обучение на расстоянии появилось вместе с первыми написанными от руки учебными материалами.
 
Так, папирусная рукопись древнеегипетского архитектора использовалась его коллегами в работе. Но мы в рассказе об истории дистанционного образования будем опираться на классификацию, предложенную американским ученым Гаррисоном. Он выделил три этапа в эволюции дистанционного обучения в зависимости от основного типа носителя информации или другими словами используемой информационно-коммуникационной технологии.
 
Первый этап образования дистанционно связан  в основном с печатными учебными материалами. История его зарождения не уходит в глубь веков, а вполне прослеживаема. Считается, что первым, кто додумался обучать других дистанционно и зарабатывать на этом деньги был британец Исаак Питман. Он обучал стенографии своих учеников, но через некоторое время задумался над увеличением их числа. Лучшим вариантом ему показалось искать новых студентов в графствах, а присутствовать при этом самому было вовсе и не обязательно. И в 1840 году он начал отправлять свой курс дистанционного обучения посредством обыкновенной почты. Как видите, специализированное обучение дистанционно шло впереди фундаментального среднего и высшего дистанционного обучения. Однако так продолжалось недолго. В 1858 году Лондонский университет объявил о том, что отныне сдавать экзамен в стенах этого ВУЗа могут все студенты, которые обучались по его программам, даже на расстоянии. Это касалось как жителей Британии, так и других стран. 
 
Получив свое начало в Британском королевстве, новый импульс для своего развития дистанционное образования приняло в американских штатах. Конечно, основной причиной этому были большие расстояния, которые не позволяли всем желающим получить образование по месту проживания. Первым американским ВУЗом, предложившим высшее образование дистанционно, был Университет штата Иллинойс. Затем к нему присоединились Чикагский и Квинслендский университеты, открые у себя факультеты дистанционного обучения. Параллельно с высшим дистанционным обучением, развивались и специализированные курсы дистанционного обучения. Особым успехом они пользовались у женщин. И понятно, почему это было именно так. Хотя волна эмансипации захватывала Старый свет, все же за женщиной по-прежнему была закреплена роль домохозяйки. Покидать хозяйство ради образования считалось недостойным. Факультеты дистанционного образования позволяли женщине получать дистанционное образование и даже дистанционное высшее образование, не порывая коренным образом с традиционным обществом. В дальнейшем это дало Америке целое поколение женщин, сумевших значительно расширить горизонты жизненных возможностей.
 
 Еще одной страной, где у центров дистанционного образования было большое будущее, конечно, являлся СССР в целом, и в частности Россия. Прогрессивную для того времени модель дистанционного образования России и Советского Союза, которую традиционно называют «дистанционным заочным обучением», затем скопировали многие страны.
 
Второе поколение курсов дистанционного обучения связывают с открытием в 1969 году Открытого университета Великобритании. Кроме печатных материалов там начинают использоваться и средства мультимедиа. Аудио-курсы позволили сделать еще один шаг к приближению дистанционного образования к обычному. Например, студенты, получающие через дистанционное обучение высшее образование по иностранным языкам, смогли услышать оригинальное звучание носителей языка. В дальнейшем Открытый университет продолжал выступать в роли новатора во внедрении новых дистанционных форм обучения. Здесь прошли первые образовательные телефонные и видеоконференции.
 
Старались не отставать от западных технологий дистанционного обучения и азиатские страны. В Китае, например, коммунистическая партия запустила государственный проект дистанционного обучения, образования. Миллионы китайцев обучались с помощью телевизионных университетов и даже получали дипломы дистанционного обучения. 
 
И, наконец, третье поколение информационно-коммуникационных технологий, современниками которого мы являемся. Оно характеризуется в первую очередь появлением технологий Интернета и связанной с ним уникальной интерактивности дистанционного образования третьего поколения. Теперь высшее образование дистанционно можно получать домой через компьютер, погружаясь в живую среду общения с коллегами и преподавателем. Разрабатываются специальные программы, которые позволяют повышать качество дистанционного обучения. Так, дипломы дистанционного обучения становятся все более распространенными, и все больше количество людей находят удобным получать первое и второе высшее образование дистанционно.
 
Центры дистанционного образования становятся более виртуальными, повышая при этом значимость развития информационных технологий в стране. Дистанционное образование России, его центры, сосредоточены сейчас в основном в столице и крупных городах. Дистанционное обучение ВУЗы Москвы предлагают как для жителей столицы, так и для всех россиян.
 

Сегодня некоторые специалисты говорят о том, что в будущем возможно появление и четвертого поколения дистанционного образования. Оно потребует новых технологий на базе Интернета, удешевления связи и пропускной способности каналов. В любом случае, ждать этого осталось не так уж и долго.